Транспортная логистика играет важную роль во внешнеэкономической деятельности любой компании, т.к. связана с доставкой грузов (импорт-экспорт) на большие расстояния, что существенно влияет на конечную стоимость товара. В некоторых случаях на транспортные услуги приходится до 30% от общей стоимости внешнеторгового контракта, поэтому для участников ВЭД и особенно экспортеров остро стоит вопрос минимизации транспортных расходов.
Вот только несколько важных моментов, которые влияют на стоимость транспортировки, а также примеры из реальной работы.
1. При заключении внешнеторгового контракта необходимо правильно выбирать условия поставки, согласно международных правил ИНКОТЕРМС-2010, которые определяют степень ответственности и расходы по транспортировке между продавцом и покупателем.
Пример: экспортер меда из Воронежской области во Францию, контракт заключен на не выгодных для продавца условиях DDU, при которых на продавце кроме стоимости транспортировки лежит обязанность по таможенному оформлению груза на иностранной территории, что привело к большим дополнительным расходам, которые продавец не учитывал.
2. Необходимо сделать правильный выбор вида и типа транспорта, схемы доставки и маршрута движения. Для этого нужно сделать расчеты и найти оптимальный по стоимости вариант доставки исходя из конкретного груза, его количества, стоимости, свойств и особых требований к условиям перевозки ( опасные грузы, не габаритные грузы, скоропортящиеся грузы и т.д.), а также сроком доставки. Один и тот же груз можно можно перевезти различными видами транспорта ( авто, авиа, море, жд) и различными маршрутами, но с разными затратами. Особенно это касается сырьевых экспортных грузов, которые имеют низкую стоимость ( например топливные брикеты, лом черных металлов,растительные масла и пр.). В этом случае этот фактор один из важнейших, т.к. стоимость перевозки может превышать стоимость самого груза.
Пример, стоимость 20 тн топливных брикетов 100 000 руб или 1500 евро, а стоимость перевозки их во Францию около 3000 евро, т.е. автодоставка в 2 раза дороже доставляемого груза.
3. Еще один момент – выбор компании-перевозчика или экспедитора и грамотная организация самой перевозки. Здесь очень важна степень надежности, ответственности и профессионализма компании, предоставляющей вам логистические услуги и поэтому нельзя полагаться на первую попавшуюся.
Пример: Российская компания, производитель оборудования заключила контракт с Туркменистаном на поставку линии оборудования, всего 25 машин. Решили сами организовать логистику, но сделали ряд грубых ошибок:
- нашли в интернете 4 транспортные компании не проверив их, в результате чего: 1 компания вообще не подала машины на погрузку, машины другой компании пришли на погрузку без разрешений на международную перевозку , а еще одна компания за день до перевозки подняла ставки.
- не правильно спланировали сроки погрузки, всего 3 дня, хотя по факту не смогли загружать более 4-х машин в день;
- сэкономили на таможенном оформлении, оформив 1 общую декларацию на все 25 машин, хотя правильнее было оформить несколько деклараций блоками по 5-6 машин. Из-за этого машины загруженные первыми вынуждены были дней ждать загрузки последних машин и двигаться все вместе караваном по всему маршруту более 3 000 км.
Эти ошибки привели к увеличению сроков доставки и огромным дополнительным затратам на транспорт, а также к штрафу от покупателя за срыв сроков поставки оборудования.
Как результ – убыток более 4 млн руб.!!! Только из-за неправильной логистики.
4. Также следует обратить внимание на наличие полного комплекта и правильность оформления всех грузо-сопроводительных документов. Для экспортеров кроме документов на вывоз из России также необходимо иметь разрешительные документы на ввоз в страну экспорта. Особенно это касается пищевых продуктов. Так например для ввоза пищевых продуктов в Европейские страны необходимо получить ветеринарный сертификат CVED в единой европейской системе TRACES. При перевозке опасных грузов – обязательно наличие международного сертификата безопасности MSDS. А когда перевозчик не знает этого или не информирует вас об этом , то машину с грузом останавливает на границе ЕС (Польша,Литва) ветеринарный контроль и она или стоит на границе ожидая этот документ, а вы платите за простой или машину возвращают назад, а вы все равно оплачиваете всю перевозку, бывает и самый худший вариант – когда груз выгружают на границе, и если вы в определенный срок не предоставите необходимых разрешений – просто уничтожают. Это лишь несколько основных факторов, влияющих на стоимость логистики , хотя их гораздо больше, например вопрос страхования груза при перевозках требует отдельной темы …
Встает вопрос – как же правильно организовать логистику и при этом не понести больших расходов?
Выход есть. Выберите надежную профессиональную компанию - оператора логистических услуг с большим опытом работы в данной сфере и хорошей репутацией и доверьте ему организацию ваших перевозок. В этом случае вы получите качественную услугу и сэкономите транспортные затраты.
Например, вы можете обратиться в группу компаний «ТЕРМИНАЛ», которая предоставляет полный комплекс услуг по таможенной логистике. Мы проконсультируем вас по всем интересующим вопросам, сделаем расчет оптимального варианта доставки Вашего груза и профессионально организуем международную перевозку любым видом транспорта.